Аудиоверсия
Все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым. Невозможно зайти в магазин и купить здоровые и крепкие сосуды, накачанные мышцы, сияющую упругую кожу и хорошую память. Старение — это неизбежный по своей сути, непрерывный биологический процесс, который заложен природой в нашем геноме. Никто из людей не избежал участи уйти с планеты и каждый прожитый день и год приближают нас к естественному финалу.
Скорость старения определяется соотношением химических, физиологических и патофизиологических процессов повреждения с одной стороны, и процессов восстановления, репарации — с другой. По данным Всемирной организации здравоохранения, общее число людей старше 60 лет неуклонно растет и при сохранении существующей тенденции к 2050 г. их количество достигнет 2,1 млрд человек. С другой стороны, окружающая среда, ставшая за последние 50–70 лет более агрессивной по отношению к организму, неуклонно меняет метаболизм человека и дожить в активном долголетии до своей запрограммированной старости и смерти становится всё труднее.
На биохимическом уровне старение организма ускоряют, в первую очередь, низкоуровневое системное воспаление, атеросклероз и процессы гликации, и это только начало перечня наших «обидчиков». И если о первых двух наши читатели хотя бы слышали, то о процессах гликации стоит рассказать подробнее. Почему? Потому, что они вплотную связаны с образом жизни человека, а это уже очень персональная зона ответственности. Если знаешь, тогда — меняй!
Итак, гликирование — это случайное (т. е. без участия ферментов) соединение молекул сахара с любыми органическими соединениями, чаще с белками, происходящее в основном в кровотоке человека. Глюкоза в своей обычной форме — D-глюкопираноза — довольно инертная молекула, являющаяся важнейшим источником питания клетки. Это единственный из сахаров, который циркулирует в организме в избытке. На первой стадии реакция обратима, но в последующем формируется достаточно разнообразная группа веществ, получившая обобщенное название «конечные продукты гликации» — Advanced Glycosylation End-products (AGE).
Итог — из-за необратимого добавления сахаров или продуктов расщепления сахара к белкам гликирование является типом повреждения белка. Это означает, что гликирование снижает стабильность и функциональность белков, которые больше не могут осуществлять свои природные функции. И если функциональным белкам это не особо мешает, поскольку они живут очень ограниченное время, то белкам структурным, живущим в организме десятки лет, это критически важно.
Примером структурных белков являются коллаген и эластин, а это основные белки, например, стенок сосудов. Их гликирование — один из факторов риска развития атеросклероза. В результате в сосудах появляются уплотнения с рубцовыми изменениями (фиброз), происходит активация процессов свёртывания крови, что служит причиной гипертензии, образования аневризм и тромбозов. Гликирование вызывает фиброз не только в сосудах, но и в коже, в ткани лёгких. Гликированные белки легко образуют перекрёстные сшивки, от чего стенки сосудов становятся менее эластичными, более проницаемыми и хрупкими.
К чему ещё приводит увеличение числа сшивок между молекулами коллагена? Первое следствие этого явления, как вы можете догадаться, — изменение механических свойств тканей. Увеличение количества связей в коллагене снижает его эластичность. Естественно, это касается и кожи, которая с возрастом теряет свою эластичность, т. е. становится более жёсткой. На молекулярном уровне такое изменение может являться причиной, например, почечной недостаточности при сахарном диабете, приводя к высокому уровню сахара не только в крови, но и в тканевой жидкости и еще большему накоплению конечных продуктов гликирования; может быть причиной возрастного cнижения функции почек. Полагают, что этот механизм играет роль в сужении артерий, уменьшении сосудистого кровотока и снижении гибкости сухожилий. Уровень конечных продуктов гликирования связан с повреждением нервов и склонностью к образованию кожных поражений, которые плохо поддаются лечению. Гликирование белков мембраны эритроцита делает её более жесткой, в результате чего ухудшается кровоснабжение тканей. Из-за гликирования кристаллинов мутнеет хрусталик и, как следствие, развивается катаракта.
Гликированные белки устраняются крайне медленно, что на фоне общего снижения образования нового белка является серьёзным фактором риска. Но это внутри организма. А есть ли риск получить продукты гликации извне? Оказывается, сколько угодно! При приготовлении пищи также бразуются продукты гликации, в первую очередь, это поджаренные и прожаренные продукты, образующейся при нагревании на гриле, запекании в духовке до хрустящей и так всеми любимой «корочки»; это все блюда, жаренные на сковороде и во фритюре, любая карамелизация продукта есть по сути, его гликирование. Кстати, продукты общепита, как правило, содержат в тысячи раз большее количество продуктов гликирования, чем домашняя еда.
Процесс гликации неизбежно проходит в любом организме и у наших предков он протекал, видимо, очень сбалансированно. Мысленно окиньте взглядом природу вашего региона: в ней очень ограничено количество сладостей, в большинстве регионов они очень сезонные, рацион людей был куда богаче сырыми овощами, кореньями, разными волокнами, и не вся пища термически обрабатывалась. В любом историческом отрезке времени у людей были периоды воздержания от еды и голода. Напрашивается вывод — вся «соль» не в самом процессе гликации, а в степени интенсивности и количестве продуктов, подвергшихся её «сладкому плену».
Как определить, всё ли хорошо в вашем организме с гликацией? Для оценки гликации обычно оценивается уровень гликированного гемоглобина, который тем выше, чем выше концентрация глюкозы в крови. Соединившись с гемоглобином, глюкоза остается «в связке» с ним до самого конца жизни эритроцита, то есть 120 дней. Референсные значения данного показателя при сбалансированном углеводном обмене не должны превышать 5 %, хотя верхние границы нормы лаборатории дают около 6 %, а некоторые и до 7 %.
Кроме того, альбумин, содержащийся в сыворотке крови человека, является одним из преобладающих белков плазмы крови, который легко подвергается гликированию, поэтому гликированный альбумин (фруктозамин) был предложен в качестве дополнительного маркера для контроля гликемического статуса у людей с диабетом 2 типа. Измерение фруктозамина полезно для мониторинга средних концентраций глюкозы в крови в течение длительного периода времени (2–3 недели) у людей с сахарным диабетом. Так как определение фруктозамина показывает кратковременные гликемические изменения, отличающиеся от гликированного гемоглобина, рекомендуется использовать данный тест вместе с определением гликированного гемоглобина, а не вместо него.
А что же в быту? Приготовление пищи при температуре менее 120 градусов предотвращает образование конечных продуктов гликирования. Это варка, варка на пару и тушение. Ну, а если вы —большой любитель шашлыка или всего на гриле — для продления активного долголетия помните о продуктах гликации (и не только!!!) и ограничьте количество этих очень вкусных, но вовсе не безопасных для здоровья блюд в вашем рационе.
Есть ли «волшебная таблетка», которая повернет необратимые процессы вспять? К сожалению, в вопросе кроется половина ответа… Многие процессы необратимы. Но контроль потребления углеводов, особенно простых, точно в ваших руках, дорогой читатель. Есть и биодобавки, которые помогают бороться с гликацией. В частности, это препараты, содержащие розмариновую кислоту. Но и здесь не все так просто, много нюансов. Лучше разбираться в этой, да и в других темах, посвященных старению организма, последовательно и вдумчиво.
На новом интенсиве «Сохраняем молодость: интегративный подход к вопросам замедления старения», который стартует в Академии Огулова 26 июня 2024 года, мы будем говорить о том, по каким маркерам можно заподозрить преждевременное старение организма; как выявить, пролечить и профилактировать низкоуровневое системное воспаление, фиброз и гликацию; как образуется атеросклеротическая бляшка, в результате чего мы теряем ясность ума и о многом другом. Как всегда, простым и доступным языком, на примерах и метафорах, с разбором клинических кейсов я, Диана Романенко, буду говорить о том, как продлить активное долголетие. Записывайтесь, приходите, будем учиться взрослеть красиво!
Романенко Диана Валериевна