Аудиоверсия
Можно ли что‐то новое сказать в анатомии? Не защитить диссертацию по узкой теме, не сделать доклад на съезде морфологов, а глобально, в широком смысле поведать что‐то новое? Трудно... Но можно ли по‐новому рассказать об анатомии? Ответ на этот вопрос у Вас в руках.
Перед вами книга по анатомии. Книга, которая для меня стала судьбоносной, с которой началась моя пламенная любовь к этому предмету и все годы преподавания анатомии в институте, а потом и в университете, я всегда преподавала её по-егоровски… просто о сложном; живым, разговорным языком, методически настолько понятным студенту, что они с радостью позже давали обратную связь: «мы никогда не думали, что бывает на анатомии ТАК интересно»…
Эта книга необычна, и причин тому несколько.
Во‐первых, она увлекательна. Если спросить у студента, какая из дисциплин ассоциируется у него с эпитетом «сухая», наверняка многие сразу ответят: «Анатомия!» И это будет не умалением ее значимости, а простой констатацией факта. Но откройте любую из предложенных здесь глав — «бесед», и анатомия заискрится, заиграет, сделает Вас, если так можно выразиться, своим поклонником, притом ни в коей мере не теряя ничего в своейинформационной части.
Во‐вторых, хотя книга вполне соответствует вузовской программе по анатомии, в ней полностью отсутствует балластная латынь. Однако, основные же латинские и греческие понятия, которые из анатомического языка перешли в язык медицинский и используются в оздоровительной практике, представлены в полной мере.
В‐третьих, Вас удивит широта охвата. В книге учебного характера, объём которой никак нельзя назвать маленьким, рассматриваются 6 систем, причем нервная система представлена автором в этом издании впервые. Системы рассмотрены всесторонне. Доктор Егоров предлагает не монодисциплинарный однобокий взгляд на человека, а параллельный разбор анатомии органов, гистологии их структур и их функциональный «вклад» в жизнедеятельность большого Организма. Наука 20 века перешла на язык биохимии, а 21 века — на язык молекул — переносчиков взаимодействия, на язык цитокинов — интерлейкинов, иммуноглобулинов и им подобных молекул. Поэтому понимание закономерностей физиологии теперь невозможно без знания химизма внутри– и внеклеточных жидкостей. Автор книги в полной мере разделяет эту точку зрения, вводя в повествование и биохимию, и физику, и электрофизиологию. По сути, книга могла быть названа «Биология человека» — настолько пропорционально синтезированы здесь основные для нас науки о жизни.
В‐четвёртых, книга написана в стиле лекций. Эту добрую традицию — издавать лекции — поддерживали крупнейшие российские клиницисты, такие, как С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, М. П. Кончаловский, Б. И. Шулутко. Сложный и информационно насыщенный материал они передавали не академичным языком руководств, а как бы перенесённой на бумагу разговорной речью. Обучаться по таким лекциям было легче, процесс был живее и плодотворнее. Однако в последние десятилетия подобную практику использовали редко, отчего учебный процесс точно не выиграл. Тем отраднее, данное издание по духу и по доходчивости вполне может продолжить этот список.
ОГУЛОВ А. Т.: «Поистине, увлекательная и замечательная книга! Блестящему доктору Илье Вадимовичу Егорову удалось написать великолепную книгу о базовых знаниях анатомии и физиологии человека простым и доступным языком. Просто о сложном может написать только профессионал с большой буквы. Илье Вадимовичу удалось гармонично соединить добрый юмор и сложную научную терминологию. Анатомия — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования и я настоятельно рекомендую начинать путь в познании анатомии человека именно с этой книги!»
И, наконец, в‐пятых. Анатомия — насколько бы трудна и объёмна она ни была — лишь грань, предтеча Медицины, и будучи оторванной от неё, попросту теряет осмысленность. Когда-то в медицинских вузах этого принципа придерживались и вели специальный двухнедельный курс клинической анатомии. Однако, из вузовской программы курс давно бесследно исчез. У препарирующего и листающего атласы студента не осталось ответа на вопрос: «А зачем, собственно?» А это значит только одно: у начинающего медика нет видимой, ощутимой мотивации для изучения анатомии... Мало знать, что почки есть, надо понимать, что делать, когда они заболят…Итак, перед Вами та Книга, в которой и объясняется — зачем. И это объяснение нужно не только студентам — медикам, но и специалистам оздоровительных практик, много и глубоко работающих с телом, да и любому человеку, интересующемуся вопросами оздоровления и строения человеческого тела.
Романенко Д. В.